РАЗВИТИЕ РЕЧИ
УРОК № 1 стр._______
Тема: «Летние каникулы»
Задачи:
• выявление уровня коммуникативных умений и навыков, понимания обращенной речи, словарного запаса, способности к ситуативной связности высказывания;
• коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений;
• воспитание эмоциональной адекватности поведения.
Ход урока
- Организационный момент.
Упражнения в точном подборе слов:
— Сейчас будем играть в «цепочку». Сядет тот, кто быстро ответит на мой вопрос. Внимание! Приготовились!
Назовите: любое время года; самое теплое время года; летние месяцы; первый летний месяц; последний летний месяц; самый жаркий летний месяц; самую певучую птичку {жаворонок), любимое занятие летом...
— Назовите слова, обозначающие игры, занятия во время летних каникул.
- Введение в тему.
Вводная беседа:
— Какова тема нашего урока?
— Запишите тему урока в тетрадях, подчеркните ее.
— Подберите другое словосочетание, подходящее по смыслу к теме нашего урока. («Веселое время», «Жаркие денечки», «Летний отдых», «Отдых в деревне»...)
— Тебе нравятся летние каникулы?
3. Актуализация опорных знаний и представлений.
а) Работа с учебником: «Что это за предмет — «Развитие речи». Анализ обложки учебника; ее назначение. Знакомство с «Обращением к другу». Анализ разделов учебника, словарика.
Анализ страницы учебника: колонтитул, задания для самоподготовки и т.п.
б) Работа по картинке «Лето».
в) Упражнение на развитие понимания значения слов, фраз.
Задание: «Я буду называть предложения, в которых будет говориться о различных временах года. Вы будете поднимать руку только тогда, когда услышите предложения о лете. Постарайтесь их запомнить».
Текст: «Дует холодный зимний ветер. Солнышко светит ярко и жарко. Стоит грустная, дождливая, прохладная погода. Птицы улетели. Кругом все покрыто красивым цветочным ковром. Дети купаются в реке. Дует морозный ветер. Весело поет в поле жаворонок. Дни стоят длинные и светлые. Ночи длинные и морозные. Дети катаются на лыжах. В лесу поспевает вкусная малина. Река покрыта льдом. Дети ходят в лес за ягодами».
Затем учитель просит детей назвать предложения только о лете. В помощь он выставляет картинки, подходящие к этим предложениям, или пишет на доске первое слово.
- Физминутка.
Учитель вывешивает на доску какой-либо символ, фиксирующий содержание предложения.
4. Продолжение этапа актуализации знаний и представлений учащихся.
г) Составление рассказа о лете по графическим опорам. Учитель показывает ученикам карточки № 1, 2 и 3 (см. Пособие для 2-го класса):
Затем он просит учеников выбрать подходящую карточку к словам, которые он будет называть: солнце, сияет, яркое, зеленая травка (сразу 2 карточки). Небо чистое, высокое, голубое (4 карточки)
В процессе этой работы учитель проверяет, как дети помнят систему работы по карточкам.
д) Отгадывание загадок. Словарь: загадка.
Задание: «Вам в конвертах розданы схемы предложений Их всего пять. Вам надо составить эти предложения, учитывая, что обозначает каждая линия. Например, у вас нарисована такая схема:
Работу можно проводить фронтально на доске.
Установочное слово учителя о том, что ученики узнают на уроках развития речи и как они должны научиться говорить.