ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Урок № 29/14
Тема. Внеклассное чтение «Стихи русских поэтов-классиков об осени»
Цели:
Образовательные: - ознакомить учащихся с русской классической поэзией об осени; - учить видеть в стихах сравнения, олицетворения; - учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении стихотворения;
Коррекционно-развивающие: - развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову;
Воспитательные: - прививать любовь к русской поэзии; - воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование. Распечатка стихотворений Н. Некрасова, М. Лермонтова, С.Есенина об осени. Выставка книг. Аудиозапись Чайковский «Детский альбом «Времена года», Репродукции картин на тему «Осень». Портреты поэтов-классиков.
Ход урока.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Упражнение на развитие внимания и слухового восприятия.
Задание. Среди перечисленных услышать те словосочетания, в которых есть признаки осени.
Похолодание, расцветают цветы, увядает лес, опадают листья, птицы прилетели, птицы собираются в теплые края, опустели поля, на полях огромные сугробы, деревья распустили нежные листочки, небо стало серым.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Постановка целей урока.
Загадки об осени:
Золотом покрылось все,
словно в чудной сказке.
Кто принес нам вот такие,
золотые краски?
(осень)
* * *
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(Листопад)
***
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -....
(Дождь)
* * *
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? ...
(Птицы)
* * *
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
После зноя лета,
после сенокоса,
Ждем все вместе
в гости, золотую
(осень)
***
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)
***
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли... (зонт)
Кто из вас может подсказать мне тему сегодняшнего нашего урока?
Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Мы с вами познакомимся с поэтами-классиками, с их стихами об осени.
- Изучение новой темы
- Работа с выставкой книг
Учитель предлагает посмотреть на выставленные книги. Это сборники стихотворений, в которых есть стихи об осени. Вы можете взять эти книги в библиотеке и прочитать.
- Чтение стихотворения С.Есенина «Осень»
Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Осень». Учитель вывешивает портрет поэта.
Послушайте внимательно и постарайтесь представить, о чем говорится в стихотворении.
Сергей Есенин
Осень! Небо тучно,
Ветер шумит.
Природа скучно
Всюду глядит.
Цветы поблёкли;
Деревья голы:
Сады заглохли,
Печальны долы.
И птиц не слышно,
Все улетели.
В последний раз весне
Песню спели.
Осень! Небо тучно.
Дождик льет,
Печально, скучно
Время идет
- Самостоятельное чтение стихотворения.
- Чтение вслух.
- Анализ стихотворения
Какое настроение возникло у вас при прослушивании этого стихотворения.
Какое настроение у природы? Как его описывает поэт?
Какая погода описывается поэтом?
- Физминутка
Дождик золотистый.
Всё летят, всё летят (дети имитируют взмахи крыльев)
Листья, листья, листья!
Листики разные, (загибают пальчики)
Листики резные,
Жёлтые, красные -
Выбирай любые. (разводят руки в стороны)
По тропинке в листопад
На прогулку вышли.
И букеты у ребят:
«Вот какие!» - вышли. (разводят руками в стороны)
Листики разные,
Яркие букеты.
Долго будем вспоминать
Листопад мы этот!
Л. Каплун
- Прослушивание Осенней песенки П.И.Чайковского. Беседа после прослушивания.
- Чтение стихотворений детьми. (заранее выученных)
- Чтение стихов об осени поэта Николая Некрасова «Перед дождем» и М. Лермонтова «Осень».
- Закрепление
- Работа с репродукцией. Беседа по картине Ю. Валлиулиной. «Золотая осень»
- Игра «Подбирай-ка». Подобрать к словам-предметам подходящие слова признаки.
III. Подведение итогов.
- Стихи об осени каких поэтов мы с вами читали сегодня? - Какое стихотворение вам запомнилось больше всего? Почему? - Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихи? - Какой представилась вам осень? - Для кого из вас она стала любимым временем года?
|