ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Урок № 16.
Тема урока: Декоративное рисование расписного блюда. (узор из ягод и листьев)
- Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой учащихся
Вот уж прозвенел звонок,
Начинается урок,
Сядем прямо – не согнемся
За работу все возьмемся.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня очень хороший солнечный день. Солнышко помогает нам создать хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. Поднимем и улучшим наше настроение и примемся за работу.
- Актуализация знаний.
Я предлагаю вам посмотреть клип и внимательно посмотреть не только рисунки и фотографии, но и послушать песню, которая звучит в этом клипе.
О чем поется в песне? (о городе Хохлома). Вам нравится? А как вам изделия из Хохломы. И действительно, не перестаешь удивляться красоте узоров. Хохломской росписью украшают в основном посуду. Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. (Просмотр презентации – Слайды 2-10)
Показ посуды – с узорами Хохлома.
- Сообщение темы урока.
Как вы думаете, ребята, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Мы с вами сегодня будем украшать блюдо узорами из ягод и листьев, используемые в Хохломе. (Слайд 11)
3. Объяснение нового материала
- А кто из вас знает, что такое узор? ( это сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета). (Слайд12)
Игра «Найди узор» (слайд 13-14)
- А теперь рассмотрим элементы росписи: в основном это листья и ягоды. (полный ответ детей) (Слайд 15)
- Чтобы составить узор из ягод и листьев нужно знать несколько правил:
• прежде всего, надо подумать, как расположить узор;
• узор зависит от формы предмета, у нас он будет зависеть от круга (блюда круглые)
• некоторые мастера располагают узор по краю блюда, некоторые в центре, а другие украшают и центр и края блюда. ( слайд16,17,18 ).
Игра «Собери узор». (Учитель предлагает собрать разрезанные части «тарелочки в одно целое) (работа в парах: узор собирается на одной тарелочке).
Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые узоры у вас получились!
- Ребята, кто придумывает узоры? (художники, мастера).
- Как вы думаете, кто подсказывает узоры художникам, где они могли увидеть такие ягоды и листья? (В природе, в лесу, в саду)
- Давайте рассмотрим узор в полосе. Из каких основных элементов состоит этот узор (ягодка земляника и листочки к ней) (Слайд 19)
Физминутка
Мишки по лесу гуляли, (идем вперевалочку)
Мишки ягоды искали.
Вот так, вот так (ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)
Сладку ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так. (собираем ягоды и складываем в «корзинку»)
Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились.
Вот так, вот так (гладим себя по животику)
Все на травке развалились.
А потом Мишки плясали
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)
5. Самостоятельная работа учащихся
А сейчас я предлагаю расписать наши блюда. Помогать вам узоры, которые вы составили вместе на пробных тарелочках, а также рисунок, вывешенный на доске. Посмотрите на них и вспомните правила расположения узора: узор по краям, узор в центре, узор и по краям и в центре.
(Выполнение работ. Уборка рабочих мест. По окончанию работы учитель предлагает прикрепить блюда к доске) .
6. Закрепление материала. Анализ работ.
– Я предлагаю вам сделать выставку. Давайте расположим наши работы на доске. А теперь полюбуемся на наши тарелочки. Какие красивые! Ай, да молодцы!
Учитель: - Давайте мы вспомним все то, что узнали сегодня на уроке.
- Сегодня на уроке мы с вами составляли …( дети: узор на блюде).
- Что такое узор? (дети: сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета).
- Давайте вспомним, из каких элементов состоял наш узор? (дети: земляничка, листок)
7.Рефлексия
–Ребята, как вы думаете, в жизни вам пригодятся знания и умения, полученные на уроке?
(ответы детей)
- Вам понравилось сегодня на уроке? Мне тоже. Спасибо за работу!
Литература:
- Грошенков И.А. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. Издание 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1975.
Интернет-ресурсы:
http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/121960
http://yandex.ru/images/search?
|