РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
- Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред.Приказов Минобрнауки от 26.11.2010 г. 1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12.2012г. №1060);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования» (в ред.Приказов Минобрнауки от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 №69);
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10. 2009 г. № 373»;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10. 2009 г. № 373»;
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089»;
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2013 г. № 1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
11. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.05.2014 г. №01/1810 « О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»;
12. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
13.Инструктивное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2000 г. № 3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 г. № 48»;
14. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от18.07.2011г. №103/4286 « О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»;
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием учащихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по данному учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.
Цель. Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи уроков развития устной речи:
- уточнение имеющихся у школьников представлений и понятий об окружающем мире;
- обогащение этих представлений: накопление специальных природоведческих терминов, слов, словосочетаний, обозначающих объекты и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения;
- обучение умению называть предметы и явления, характеризовать их по основным признакам и свойствам, сравнивать с другими предметами и явлениями, классифицировать их;
- закрепление умения участвовать в беседе; давать правильные, полные и отчётливые ответы на вопросы учителя, дополнять высказывания товарищей;
- обучение умению описывать под руководством учителя предметы и явления природы после наблюдения за ними и беседы;
- обучение умению составлять под руководством учителя небольшие рассказы об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе;
- использовать в речи вновь усвоенные слова;
- выражать пространственные и временные отношения между конкретными объектами посредством предлогов и наречий;
- обучение умению ориентироваться на местности;
- обучение умению различать звуки окружающей действительности;
- коррекция и развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, эмоций);
- развитие любви к природе, обучение умению охранять окружающую природу, птиц и животных.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственном окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно – следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико – синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, показывается различие между видовым и родовым понятием, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активируется, то есть усвоенные слова включаются в речь.
Основным методом обучения является беседа, главным участником которой является ученик. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определённых предметах и явлениях, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, дети учатся связному высказыванию; наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
|