Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.
Цели обучения:
Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Для решения всех задач программой предусмотрены четыре вида занятий:
- декоративное рисование;
- рисование с натуры;
- рисование на темы;
- беседы об изобразительном искусстве.
Основное содержание программы.
Декоративное рисование:
- учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии;
- располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края;
- размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях ( диаметрах ) в центре и по краям;
- пользоваться акварельными и гуашевыми красками;
- ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента;
- подбирать гармоническое сочетание цветов.
Рисование с натуры:
- учить детей анализировать объект изображения ( определять форму, цвет и величину составных частей );
- развивать умения изображать объёмные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении;
- правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги;
- передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей;
- учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка;
- подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объёмную форму элементарной светотенью.
Рисование на темы:
- развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного;
- учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Беседы об изобразительном искусстве:
(1- 2 раза в четверть)
- учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
- развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
|