Курс трудового обучения является практически значимым для социальной адаптации и реабилитации школьников.
Он направлен на:
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе), уважения к людям труда;
- формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений (работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на рабочем месте материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования);
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности:
- наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки;
- недостатков физического развития, особенно мелкой моторики;
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
- выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
- обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке;
- воспитание организационных привычек и умений, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками. Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт.
Программой допускается включить в учебный план трудового обучения 4 класса следующие разделы:
- работа с бумагой и картоном;
- работа с тканью;
- работа с металлом и древесиной;
- работа с пластическими материалами и растворами ( пропедевтика штукатурно – малярного дела).
Содержание уроков трудового обучения составляют:
- работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, изготовление панно, одежды, деталей костюмов, сувениров, предметов сервировки стола);
- работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур – анималистика, декоративных коллажей из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов из сухих и живых растений);
- - работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление панно, объёмных, плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, сувениров);
- работа по дереву (поделка деревянных игрушек, сувениров, предметов быта);
- работа с глиной и пластилином (создание декоративных украшений, игрушек-сувениров, посуды);
- работа с металлической проволокой (изготовление украшений, сувениров);
- работа с искусственными материалами (вязание и плетение из синтетической пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, декоративных игрушек и сувениров из остатков меха).
Цель курса в начальных классах – воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
- формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;
- формирование умения планировать последовательность выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
- знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
- знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества;
- воспитание положительных качеств личности ученика – трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе;
- уважение к людям труда;
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно – гигиенические требования.
|