РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Урок № 1
Тема: «Вот и лето прошло!»
Цель: уточнить и систематизировать представления детей о признаках лета. Задачи:
• выявить и уточнить уровень владения словом, умение изменять и образовывать слова, задавать вопросы и использовать в речи предложение;
• коррекция внимания, памяти на основе упражнений в запоминании;
• воспитание мотивации к учению.
Ход урока
1. Организационный момент.
Упражнение на внимание:
— Посмотрите на книги; найдите одинаковые. Отгадайте, о чем эти книги.
(На доске выставлен ряд книг, среди которых 4-5 экземпляров учебника по развитию речи.)
2. Введение в тему.
а) Вводная беседа «Новый учебник»:
—Как называется эта книга?
—Кто изображен на обложке?
— Назовите предметы, изображенные на этой странице (учебник, с. 3).
Анализ учебника: обложка; титульный лист; название; герой Максик; введение (обращение Максика к другу); оформление страницы учебника (в верхней части, в центре, в нижней части страницы; «поиск» Максика на страницах учебника) и т.д.
б) Рассказ учителя:
— В жизни нас окружают люди (учитель показывает на детей, на себя). У каждого человека есть имя: Петя, Вася, Даша, Татьяна Ивановна... (имена учеников, учителя клас са, воспитателя, директора школы заранее написаны на карточках с нитяными петлями, которые надеваются на руку учителю и детям, имеющим эти имена); предметы, каждый из которых тоже имеет свое название: стол, стул, парта, цветок...
(Учитель, называя слова, дает ученику карточку с написанным словом и просит его надеть эту карточку на соответствующий предмет.)
— Все предметы, которые нас окружают, дети, люди, с которыми мы играем, дружим, живем, явления природы имеют свои названия. Они обозначаются словами. Слова обозначают и наши чувства, настроения, отношения: хороший, добрый, смелый, злой, радостно, грустно...
При помощи слов можно точно назвать предмет; можно кого-то попросить дать его; можно сказать, что происходит с тобой и как ты себя чувствуешь; можно позвать друга играть и т.д.
Только при помощи слов мы можем общаться: говорить, просить о чем-нибудь, звать на помощь, звонить по телефону, описывать свое состояние и т.д.
В учебнике развития речи, собрано очень много... (слов). (Надо, чтобы этот ответ дали сами ученики.)
Эта книга поможет вам стать хорошим другом; она научит вас спрашивать и отвечать, рассказывать сказки и стихи своим друзьям и близким, красиво говорить.
Кто из вас хочет отправиться в путешествие по Стране слов — подойдите ко мне и возьмите конверт.
в) Упражнения в точном отборе слов:
—назвать предметы, изображенные на картинках в конвертах, и слова, обозначающие действия с предметами (лодка, деревня, река; дети загорают, плавают, собирают ягоды, ловят рыбу и т.д.);
—подобрать слова-признаки, описывающие свойства предметов: вкусная ягода; большая лодка; глубокая река...
Если ученики затрудняются, то учитель называет слово, противоположное по значению, которое должно помочь им подобрать слово, подходящее по смыслу. Например: «Ягода горькая, несладкая, кислая...; лодка маленькая, стеклянная...» и т.д.
г) Обобщающая беседа «Лето и мои каникулы».
3. Физминутка.
4. Актуализация знаний и представлений по теме урока.
а) Работа с учебником по картинке «Лето» с целью определения речевых навыков и умений учеников называть предмет, отвечать на вопрос, использовать в речи простое предложение и т.п.
б) Упражнение в слуховом внимании и восприятии.
• Игра «Слушай внимательно и подними зеленый светофор». Учитель произносит ряд предложений о разных временах года; ученики должны поднять зеленый светофор, когда услышат предложение о лете, и повторить его. (Летом у ребят каникулы. Первого сентября дети идут в школу. Летом дети загорают. Осенью дети учатся в школе. Летом жарко и можно купаться...)
• «Поставь вопрос». На доске вывешивается большая картинка «Лето». Ученикам дается задание рассмотреть ее и задать вопросы о героях этой картинки, предметах, изображенных на ней. Например: «Кто это?» — спрашивает учитель, указывая на детей. «Что они делают?» И т.д.
За каждый заданный учеником вопрос учитель дает ему карточку с изображением вопросительного знака. В процессе этой работы он определяет возможности учащихся задавать вопрос.
в) Упражнения в словообразовании.
Учитель предлагает поиграть в слова по цепочке: нужно от слова, данного учителем, образовать другое, которое мы используем, когда называем маленький предмет ласково. Например: ягода — ягодка; лодка — лодочка.
Словарь: солнце, трава, цветок, малина, смородина, вода, река, пароход и т.п.
г) Упражнение в тематическом подборе слов: игра «Подбери слово».
Учитель называет слово «лето», а ученики по очереди называют любые, подходящие к нему по смыслу слова: жаркое, купаться, загорать, ягоды.
5. Итог.
Установочное слово педагога:
— Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать в Страну слов. Путешествовать будем вместе с Максиком, у которого за спиной рюкзак. В этот рюкзак мы будем собирать слова, которые обозначают:
—предметы вокруг нас;
—наши чувства;
—явления природы... и т.д.
|