Педагогический мониторинг по проблеме
«Определение уровня воспитанности учащихся»
Под педагогическим мониторингом по проблеме воспитания учащихся школы VIII вида мы будем понимать «форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
Цель мониторинга выявить уровень воспитанности учащихся школы.
Задачи мониторинга заключаются в:
1. определить состояние уровня воспитанности учащихся;
2. оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;
3. по результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.
4. отследить траекторию развития учащихся 1-9 классов, в процессе воспитательной работы школы.
В качестве объекта мониторинга выступает воспитательный процесс в школе.
Предметом исследования являются условия и факторы, обеспечивающие развитие личности учащихся в системе воспитания.
Разрабатывая систему мониторинга, мы исходили из следующей гипотезы: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности учителей по воспитанию учащихся; позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.
Основные методы исследования, используемые в мониторинге: наблюдение, беседа, анкетирование.
Методика проведения мониторинга.
1. Воспитанность - это интегративный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе.
2. Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.
3. Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам, соответствующим специфики школы VIII вида, а именно: 1-5 классы; 6-9 классы.
4. Основные требования к определению критериев воспитанности:
Связь критериев с целями воспитания, т.е. цели воспитания переходят в критерии оценки уровня воспитанности (таблица 1). Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях, отношениях ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.
Ступени обучения
|
Цели воспитания
|
Критерии оценки
|
1-4 классы
|
Развитие любознательности
|
Любознательность
|
|
Уважение к школе
|
Мое отношение к школе
|
|
Трудолюбие
|
Прилежание, трудолюбие
|
|
Бережное отношение к природе
|
Бережное отношение к природе
|
|
Чувство прекрасного
|
Красивое в моей жизни
|
|
Я - человек
|
Как я отношусь к себе Мои полезные привычки
|
5-7 классы
|
Развитие познавательного интереса
|
Кругозор
|
|
Уважение к людям
|
Я и школа
|
|
Интерес к трудовой деятельности
|
Прилежание
|
|
Бережное отношение к природе
|
Отношение к природе
|
|
Эстетический вкус
|
Эстетический вкус
|
|
Я - личность
|
Я (отношение к себе и ко мне)
|
8-9 классы
|
Развитие познавательной активности
|
Кругозор
|
|
Уважение к обществу
|
Я и общество, я и власть
|
|
Потребность в труде
|
Отношение к труду
|
|
Культура поведения в природе
|
Я и природа
|
|
Эстетическая культура
|
Эстетический вкус
|
|
Самоуважение, здоровье
|
Я (отношение к себе)
|
• Доступность понимания критериев и показателей воспитанности педагогами, учащимися и родителями;
• Количественная оценка качеств учащихся достаточно условна, так как их проявление возможно не сразу, кроме того, оценка достаточно субъективна (качества оцениваются педагогом).
В ней находит отражение качественная сторона воспитания учащихся, под которой понимается частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пятибалльной системе, привычная и для детей и для родителей.
• Системность в отслеживание результатов воспитания. Исследование уровня воспитанности проводится один раз в год (в апреле-мае). При таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно вносить изменения в воспитательный процесс.
• Фиксирование и хранение информации об уровнях воспитанности учащихся школы.
• Полученная информация используется в качестве основы анализа результатов учебно-воспитательного процесса и планирования воспитательной работы.
5. Оценка проводится по четырехбалльной системе: 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда. По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет семь оценок. Оценка проводится два раза в год - в сентябре и в мае.
ИСПОЛЬЗОВАН МАТЕРИАЛ С САЙТА:
http://vvedenkashkola.ucoz.ru/monitoring_vospitannosti_viii_vida.pdf
Источник: http://vvedenkashkola.ucoz.ru/monitoring_vospitannosti_viii_vida.pdf |