Понедельник
2024-04-29
8:55 PM
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт БАГАУТДИНОВОЙ ТАМАРЫ ПАВЛОВНЫ
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
на педсовете [1]
на МО классных руководителей [3]
на МО начальных классов [5]
на семинаре [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 553

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Доклады, выступления » на МО начальных классов

Формы и методы индивидуальной работы с учащимися на уроке и во внеурочное время

Формы и методы индивидуальной работы с учащимися на уроке и во внеурочное время.

На протяжении нескольких  лет моей работы я отметила, что  в моем классе дети , которые 

требуют особого внимания  в процессе обучения. Набор учащихся с которыми я сейчас работаю – это дети из неблагополучных  и неполных семей,  с ослабленным здоровьем и слабым  уровнем подготовленности к школе.

В  момент  поступления в школу у всех детей наблюдалась несформированность  речевого навыка, навык письма сформирован был у 1 ребенка из 7, слабо сформирован навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый учитель и т. д. Дети в силу своего здоровья на уроке не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры . Для преодоления этих трудностей обучения я использую  упражнения на развитие психических процессов  таких как память (слуховая, зрительная), внимание, речь. Для каждого ребенка подбирается упражнение доступное именно для него. Например для Гребенкиной Валентины, Чупиной Нади, Чупина Дмитрия, Савельевой Натальи подбираются упражнения более доступного  уровня.

Учитель один раз читает следующие пары слов, которые дети должны запомнить. После того как учитель закончит читать, ему следует в каждой паре произносить лишь первое слово, а задача детей вспомнить второе.

    ФРУКТЫ – ЯГОДЫ                         ВОДА – СНЕГ

    МАШИНА – ПАССАЖИР              ЗЕРНО – КОЛОС

    ШОФЕР - АВТОБУС                       ШОКОЛАД – КАРАМЕЛЬ

    МОЛОКО - КУВШИН                     ЯБЛОКО – ГРУША

    КОРОВА - КОЛОКОЛЬЧИК             БУМАГА - ГАЗЕТА

А для  таких детей как Зенин Федя, Кулешов Павел, Корзунина Наташа - учитель один раз читает следующие тройки слов, которые дети должны запомнить. После того как учитель закончит читать, ему следует в каждой паре произносить лишь первое слово, а задача детей вспомнить второе и третье слово.

ШКОЛЬНИК- БИБЛИОТЕКА- УЧИТЕЛЬ

    КНОПКА-СКРЕПКА-ТЕТРАДЬ

    ЗЕМЛЯ- ЛУНА-КОСМОС

    ШЕРСТЬ-СВИТЕР-НОСКИ

    МАЛИНА-СОК-СИРОП

    МОРЕ-РЕКА-ЛУЖА

    РЕКА-ОЗЕРО-ВОДА

    ВОДА- ДОЖДЬ-СНЕГ

    МАМА-ПАПА-ДЕТИ

    СНЕГ-ГРАД- ХОЛОД

Для развития письменной речи первая группа детей (Зенин Ф., Корзунина Н., Изотова Е., Чупин Д) пишет под диктовку, вторая группа (Чупина Надя, Савельева Наташа)  получает задание, котором  часть слов написаны на доске или на карточке, а остальное под диктовку, а третья часть учащихся (Гребенкина В. И Кулешов П.) только списывание.

Формирование речевой деятельности у неуспевающих детей идёт очень медленно, традиционная методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках, в том числе и на уроках математики. А также необходимо придерживаться твёрдых принципов: дети как можно больше должны говорить, а так как оценки за это не ставятся, то и страха перед плохой оценкой  у них не будет.

Для развития речи задания школьники тоже получают в зависимости от  уровня развития речи каждого учащегося. Например,   Гребенкина Валентина чаще получает задание рассказа по картинке с дополнительным перечнем кратких слов-помощников. Такой ученик как Зенин Федор может пересказать прочитанный текст без помощи учителя. Изотова Екатерина, Савельева Наташа, Дмитриенко Дмитрий текст могут пересказать только при  наличии дополнительных вопросов учителя или при наличии плана рассказа. На уроках развития речи или просто при общении с учителем или друг с другом дети пробуют себя в общении: рассказывают о своих домашних животных, о любимых играх, о телевизионных передачах - обо всем сразу и при этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на разные темы. Предмет разговора детям известен, понятен, поэтому и общение друг с другом обычно проходит свободно, без принуждений и напряжения. Стало очевидным, что развивать речь у детей необходимо через предмет хорошо им известный и близкий. Но таким учащимся как Чупин Дима, Чупина Надя, Изотова Екатеринаи в этих случаях нужна помощь учителя.

Использование разнообразных дидактических игр связанных с активным движением - хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., ­вызывает у них интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока. Игры подбираются с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания. Например, игра «Не пропусти профессию»

Дети встают в круг, когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЯР, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, ПЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ФАНТАЗИЯ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, ПИРОГ, ШУТКА, ПУЛЕМЕТ.

 

Учителю в зависимости от здоровья детей и их психического состояния на данный момент необходимо использовать щадящий режим учебного процесса.

Так на уроках русского языка и математики часть детей, такие как Изотова Е., Чупин Д., получают неполные задания.

На уроках часто использую  различные игры на превращение слов. Они помогают мне развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить  некоторые  ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь.

                     ПУ                                                                ЛЫ                 

МЫ             ШИ           НА                                  ВЫ                       СНЕ

                    НКА                                                               ЖИ                         

                                                                              НКА                  ЛА

                                                                            

                    ДРУ                                                              МА      

ПРУ           ЖИ            НА                                 ТИ        ШИ         НА            

                    НА                                                                НА

 

В работе с неуспевающими детьми методика требует словесной установки или подчеркивающего акцентирования на сообщаемом материале. Например, Павлу Кулешову требуется  дополнительное объяснение выполнения упражнения. Валентине Гребенкиной необходимо наглядно еще раз показать как решается, например, первый пример и только после этого по аналогии она может решить следующие, но для нее примеры для решения подбираются индивидуально.

Детям очень трудно даётся навык чтения, поэтому на уроках чтения при изучении букв и звуков я использую слоговые таблицы.

Метод создания ситуации успеха часто применяется на уроке. Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.

Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.

Вся эта работа должна идти рядом с главным трудом - учением.

Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию. Поэтому я использую следующий приём - необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное:

О чём, о ком говорится?

Что об этом говорится дальше?

Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них отвечает. Для этого сначала сильный ученик задает вопросы, а слабый отвечает, а потом они меняются местами и продолжают разговор по тексту далее. В течение недели дети приобретают навык выделять главное в тексте. Количество вопросов должно быть не более семи-восьми.

Проблема развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в начальных классах. Так, например, сильный ученик может вести и прямой и обратный счет, а слабый только прямой, а обратный он повторяет за сильным учеником.

При использовании на уроках математики дидактических игр, заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом.   

Иногда  использую на уроках комментированное обучение. Дети приучаются думать вслух всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль. Комментированное письмо я применяю на  уроках русского языка. Для каждого учащегося подбираются предложения или слова различного уровня трудности, например, более простые и доступные для написания для слабых учащихся таких как Изотова Е, Савельева Н., Чупина Н., и др, а более сложные для Зенина Федора, Корзуниной Натальи.

Комментированное письмо развивает речь. Ученик ведёт решение примера, задачи, разбор предложения - это и есть опрос. При этом ребёнок чувствует: весь класс подчиняется его воле. Он учитель, от него зависит работа всех, а значит, старается говорить громко, чётко. Отсюда хорошая дикция, выразительная речь.

Для повышения эффективно­сти обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости не­обходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор об­разного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к об­щему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмо­сферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. К примеру, вместо стандартной фразы: «Тема сегодняшнего урока» - можно сказать: «Ой, ребята, нас сегодня ждет что-то интересное на уроке!» или предложить ребятам разгадать кроссворд ключевым словом, которого является название темы урока или расшифровать слово.

Формирование проблемных ситуаций придаёт интерес, занимательность учебному занятию. Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие де­тей во внеклассной и внешкольной работе.



Источник: http://tamara57.ucoz.ru/publ/0-0-0-0-1
Категория: на МО начальных классов | Добавил: tamara57 (2015-08-02) | Автор: Багаутдинова Тамара Павловна E W
Просмотров: 3155 | Теги: индивидуальная работа, начальная школа | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz