Понедельник
2024-04-29
9:00 PM
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт БАГАУТДИНОВОЙ ТАМАРЫ ПАВЛОВНЫ
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
на педсовете [1]
на МО классных руководителей [3]
на МО начальных классов [5]
на семинаре [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 553

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Доклады, выступления » на МО начальных классов

Особенности организации режима учебной деятельности учащихся начальной школы

Вступление        

      В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро встал вопрос об организации в образовательных учреждениях здоровьесберегающего обучения. В документах Министерства образования РФ (в Законе об образовании, в Конвенции о правах ребёнка, Концепции модернизации российского образования и др.) указывается, что «обновлённое образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, её генофонда, обеспечении устойчивого, динамического развития российского общества с высоким уровнем жизни и подчёркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является - создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Это требование положено в основу содержания Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.).

       С учётом новых подходов к выстраиванию стратегии образования, её ориентацию на воспитание здорового ребёнка, проблема здоровья рассматривается с различных точек зрения. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, учитывать все составляющие понятия здоровья в целом.

        В исследованиях ряда авторов по данной проблеме отмечается, что дети, учащиеся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,  с ограниченными возможностями здоровья, обучаясь в школе, несмотря на то, что программа является более щадящей по сравнению с программой общеобразовательных школ, испытывают высокие  нагрузки, которые негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся и без того напряженное, повышая уровень их утомляемости и невротизации. Ученые педагоги полагают что проблема перегрузки учащихся в рамках развивающей парадигмы становится псевдопроблемой. Перегрузка школьников зависит не столько от количества, сколько от качества учебной деятельности. Говоря об объёме учебной нагрузки, следует учитывать, что эта нагрузка не носит чисто физиологического характера и не может измеряться исключительно в рабочих часах, а тем более в количестве страниц учебника или объёме изученного материала. Нагрузка напрямую зависит от психологического отношения учащихся к процессу обучения: то, что интересно, усвоение чего сильно мотивировано, может не вызывать эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение, то где ребёнок не видит перспективы, что для него бессмысленно и бесцельно, может вызывать такой эффект, даже при относительно скромных объёмах учебного материала. В этом смысле учебная нагрузка связана и с содержанием образования, и с используемыми предметными методиками и педагогическими технологиями, а также с индивидуальными особенностями детей.

 

 

Адаптация учащихся начальной школы

Каждый из учащихся, поступив на обучение в школу или при переводе в другое учебное заведение проходит процесс адаптации. Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:

  1. Острая адаптация (первые 2-3 недели) - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
  2. Неустойчивое приспособление - организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  3. Период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания. Большинство (56%) адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Второй группе детей (30%) нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или реагируя слезами и истерикой). И с освоением учебной программы дела у них складываются непросто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится «правильным». Третья группа (14%) – дети, у которых к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьёзного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному срыву и нарушению психического здоровья.

Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.

 

О недопустимости перегрузок учащихся начальной школы

      Отправной точкой в процессе организации в образовательных учреждениях здоровьесберегающего обучения для педагогов являются документы Министерства образования РФ, которыми педагогу необходимо руководствоваться.

«О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы»

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ

От 22 февраля 1999 г. №220/11-12

В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.

По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5-25% школьников. Минздравом России называются следующие цифры по 1998 году: в начальной школе здоровы 11-12% детей, в основной — 8%, в средней — 5%, при этом 79% детей имеют пограничные нарушения психического здоровья.

По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Сильное влияние в этом случае оказывает школа, т.к. в школе ребёнок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения.

По данным этого же института, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза — психоневрологических отклонений, в 3 раза — патология органов пищеварения.

Причём отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объёма и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. В целях нормализации учебной нагрузки и недопущения перегрузок обучающихся Минобразования России обращает внимание руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на необходимость внимательного отношения к этому вопросу и выполнения нормативных актов, направленных на здоровьесберегающую организацию учебного процесса.

1. Приказом Минобразования и науки РФ от 10.04 2002 г.  № 29/2065-п  утверждён учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений Российской Федерации, для учащихся с ограниченными возможностями здоровья  определяющий максимальный объём учебной нагрузки обучающихся.

Для всех общеобразовательных учреждений, независимо от языка обучения, устанавливается следующее максимально допустимое количество часов в неделю с учётом её продолжительности:

Максимально допустимое количество часов в неделю при разной её продолжительности не более 27 часов в неделю.  Поэтому при обучении ребенка особое внимание уделяется организации режима учебной деятельности.

 

   
   
   
   

Режим учебной деятельности учащихся начальной школы

 

Учебный год в начальной школе, начинается с 1 сентября и делится на 4 учебных четверти, а именно:
Первая четверть с 1 сентября по 1-5 ноября.
Вторая четверть с 9-10 ноября по 26-29 декабря.
Третья четверть с 110-11 января по 24-26 марта.
Четвёртая четверть — с 1-4 4 апреля по 25 мая

Учащиеся первых классов в феврале предоставляются дополнительные каникулы в количестве шести календарных дней. 

Перевод из класса в класс в начальной школе производится без экзаменов, на основании успеваемости учащихся в году, на основании годовых отметок не ниже «3»

 

Начальный период  обучения  в  первом  классе  должен  создать  благоприятные   условия   для   адаптации   ребенка    к    школе, обеспечивающие  его дальнейшее благополучное развитие,  обучение и воспитание.  Задачи адаптационного периода едины для  всех  систем начального образования.

         Согласно п.     2.9.5     Санитарных    правил    2.4.2.782-99

     "Гигиенические  требования  к  условиям  обучения   школьников   в различных   видах   современных  общеобразовательных  учреждений" введенных Приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г.  N 309, в первом  классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока 35 минут каждый.  В  письме  "Об  организации  обучения  в  первом   классе  четырехлетней  начальной школы" сказано:  "...в сентябре - октябре

проводится ежедневно по три  урока.  Остальное  время  заполняется целевыми   прогулками,   экскурсиями,   физкультурными  занятиями развивающими играми".      Чтобы выполнить задачу снятия  статического напряжения    школьников    предлагается   на   четвертых   уроках использовать не  классно  -  урочную,  а  иные  формы  организации учебного процесса.

         В течение  восьми  недель учитель может планировать последними часами  уроки  физической  культуры,  а  также  уроки  по   другим предметам в форме уроков - игр,  уроков - театрализаций,  уроков - экскурсий,  уроков - импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются  обучающими,  то фактически в иной,  нетрадиционной форме

 изучается или закрепляется программный материал.

         В классном  журнале  целесообразно  указывать форму проведения

 урока, если урок проводится не в классно - урочной форме.

         Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков,  по два урока в неделю) направлены,  в первую очередь,  на развитие  и  совершенствование  движений  детей  и  по возможности проводятся на свежем воздухе.  На  уроках  используются  различные игры и игровые ситуации.

         При проведении трех уроков  в  день  в  течение  двух  месяцев  четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные  уроки.  Эти сорок часов учебной нагрузки  (8  недель  по  1  уроку ежедневно)  можно  распланировать  следующим  образом:  16  уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока,  которые можно распределить      между  разными  предметами,  использовав  гибко расписание уроков.

     Например, провести последними уроками в течение сентября – октября 4  - 5 экскурсий по окружающему миру,  3 - 4 - по изобразительному искусству, 4 - 6 - по труду,  4 -  5  уроков  -  театрализаций  по музыке и 6 - 7 уроков - игр и экскурсий по математике.

         Помимо общих    рекомендаций    по    организации   уроков   в адаптационный период,  выявляется специфика организации уроков  по отдельным предметам.

 

Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равно­мерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.

1.  Первоклассники обучаются в первую смену с 8.00, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 21 час.

2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки.

3. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, а со второй четверти - 4 урока по 35 минут.

4.  Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности).

5.  35-минутный урок в течение всего учебного года.

6. Во всех  кабинетах, в которых занимаются первоклассники, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с наруше­ниями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организо­вать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возмож­ности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

 

Заключение

     Проблемы не решатся сами собой. Нужно решать их как можно скорее, в самом начале школьной жизни ребенка. Самый важный результат такой помощи – восстановление у ребенка положительного отношения к повседневной школьной деятельности. Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Но ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных учеников. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно – улучшение его собственных результатов. 
Благодаря такой девальвации школьных ценностей можно предупредить самый отрицательный результат – неприятие, отвержение школы, которое в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.



Источник: http://tamara57.ucoz.ru/publ/0-0-0-0-1
Категория: на МО начальных классов | Добавил: tamara57 (2015-08-01) | Автор: Багаутдинова Тамара Павловна E W
Просмотров: 2415 | Теги: учебный режим, начальная школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz