Понедельник
2024-04-29
9:23 PM
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт БАГАУТДИНОВОЙ ТАМАРЫ ПАВЛОВНЫ
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
на педсовете [1]
на МО классных руководителей [3]
на МО начальных классов [5]
на семинаре [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 553

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Доклады, выступления » на МО начальных классов

Роль коррекционно-развивающих игр на уроках математики в развитии речевой и мыслительной деятельности учащихся

Специальная (коррекционная) школа осуществляет обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Успешность обучения ребенка с интеллектуальным недоразвитием зависит от многих причин, в частности от владения учителем основами изучаемого предмета и его методической грамотности, умений точно подобрать тип задания, сформулировать инструкцию, оказать помощь, создать условия для применения заданий. Самая главная задача учителя, несмотря на сложность математики, как учебного предмета, на проблемы познавательной сферы детей с интеллектуальным недоразвитием, продумать обучающие действия и привить ребенку интерес к математике, воспитать любовь к занятиям и получить положительный обучающий эффект.

Трудности в усвоении учебного материала учащимся коррекционной школы нередко приводит к снижению их интереса к учению. Особенно трудным и, на первых порах, нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а функции абстрагирования, обобщения у обучащихся коррекционной школы резко снижены.

Особую роль нужно уделить произвольному вниманию, т.к. оно  является одним из важных приобретений детей на первых годах обучения в школе. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность всего обучения. Как правило, у хорошо успевающих школьников имеются более высокие показатели развития свойств внимания: повышенная степень сосредоточенности и концентрации, переключения и распределения, увеличенный объем, устойчивая работоспособность.

       Произвольное внимание – это вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо. Его называют еще и активным, и волевым, и преднамеренным. Но главная мысль всех их заключается в следующем: во-первых, инициатива принадлежит субъекту; во-вторых, внимание управляется сознательной целью; в-третьих, оно вырабатывается в результате волевых и трудовых усилий человека и, в-четвертых, находится в теснейшем взаимодействии с умственным развитием человека.

Детям с нарушением интеллекта, обучающимся в школе VIII вида, характерна неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудность переключения внимания. Внимания имеют разнообразные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, и неуклонно снижается по мере продолжения работы, у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности, у третьих отмечается, периодические колебания внимания, и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.

По отношению к ребенку с нарушением интеллекта перестают действовать традиционные критерии овладения произвольным вниманием. При работе с данной категорией детей педагог должен помнить и об их возрастных особенностях, и об их отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, дети с нарушением интеллекта инертны, неэмоциональны. Поэтому при работе необходимо использовать такие методические приемы, которые заинтересовали бы каждого ребенка, создали у него положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

В связи с особенностями развития, такие дети в большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в специально организованной работе, целью которой является помочь им в овладении произвольным вниманием в силу их индивидуальных возможностей. Учитель должен специально организовать работу на уроках и в обязательном порядке должны быть использованы   коррекционно-развивающие игры.

Игра занимает значительно место в жизни детей. Она создает благоприятные условия для усвоения знаний, коррекции и развитии личности ребенка. Ребенок приобретает собственный опыт, при сохранении эмоционально положительного отношения к обучению.

         Коррекционно-развивающая игра имеет две цели:                                                                         1. Одна из них обучающая, которую преследует взрослый;                                                     2. Другая – игровая, ради которой действует сам ребенок.

Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали коррекцию и развитие свойств произвольного внимания. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив обучающих целей, не смог достичь игровых.

Игры, используемые мною на уроках математики школ VIII вида, направлены на коррекцию и развитие свойств произвольного внимания. Весь игровой материал подобран и систематизирован по основным темам, изучаемым на уроках математики. Все игры апробированы в работе с детьми. Учтены дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенное усложнение игрового материала. Основное условие успешности, результативности игр – ежеурочное, неоднократное использование материала на уроках.

Поэтому на уроках математики необходимо использовать разнообразные методы и приемы преподавания, привлекать красочный дидактический материал и наглядные пособия, вовлекать учащихся в практический процесс овладения предметом.

Использование различного занимательного материала: дидактических игр и упражнений, коррекционно-развивающих заданий, задач в стихотворной форме, задач-шуток, фокусов, игровых моментов.

Занимательный материал, используемый на уроках и во внеклассной работе по математике, не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания и навыки.

Использование занимательного материала делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость, поддерживает внимание.



Источник: http://tamara57.ucoz.ru/publ/0-0-0-0-1
Категория: на МО начальных классов | Добавил: tamara57 (2015-08-02) | Автор: Багаутдинова Тамара павловна E W
Просмотров: 1800 | Теги: начальная школа, Развивающие игры, математика | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz